социальный инжиниринг

Московский Авиационный Институт

(национальный исследовательский университет)

Vinaora Nivo Slider Vinaora Nivo Slider Vinaora Nivo Slider

Интервью декана факультета "Социальный инжиниринг" МАИ Мавроди Светланы Ивановны

Светлана Ивановна, как у Вас появилась идея о подготовке в МАИ менеджеров для социальной сферы?

Наш факультет возник относительно недавно – в 1993 году, объединив социально-гуманитарные кафедры,  что были в институте. К этому времени кафедры начали работать по новым программам. В 1993г. возникла совершенно новая кафедра- культурологи, а ещё ранее в 1989 г. – политологии. Одновременно нам хотелось стать факультетом, выпускающим специалистов. Поэтому в 1994 г. была разработана концепция новой специальности, которая могла учитывать профиль вуза  менеджмент в социальной сфере, т.е. подготовка специалистов нового типа в кадровой сфере, местном управлении, маркетинге и т.д..

Готовя экспериментальный план новой для нашей страны специальности, я отчетливо понимала, что на рубеже 20 и 21 веков нужны новые подходы к гуманитарной сфере. Сегодня быть просто гуманитарием мало. Необходимы знания естественных наук, особенно математики, понимание профиля вуза, если наши выпускники начнут работать в кадровых и маркетинговых службах авиационно-космических предприятий.

Наш экспериментальный план в декабре 1994 г. Министерством образования РФ был утвержден и в январе 1995 г. на факультете была создана новая выпускающая кафедра № 009 – социологии, психологии и социального менеджмента.

Учитывая нашу специфику в 2010 г. факультет был переименован. Теперь он факультет "Социального инжиниринга".

 

Вы создали и возглавляете факультет уже много лет. Какие у факультета ближайшие и перспективные планы?

Во – первых, мне хотелось бы чтобы наше направление не растворилось бы в общей подготовке менеджеров. Социальной сферой профессионально в нашей стране не занимались. Наступило время, когда необходимо заниматься данной сферой всерьёз, ибо социальная жизнь – сложная, важная сфера. Её нужно организовывать разумно, а для этого нужны специалисты. Во – вторых, я хочу, чтобы факультет стабильно и качественно продолжал выпускать специалистов, которые нужны сегодня и ещё более будут нужны стране в будущем. Я в этом уверена. Моя уверенность опирается на то, как охотно принимают на работу наших выпускников государственные, коммерческие службы, включая Мэрию Москвы, префектуры, кадровые агентства, зарубежные фирмы и т.д.

 

Каков уровень квалификации профессорско-преподавательского состава нашего факультета?

Готова признаться, что я с самого начала считала, что у нас работают самые обычные преподаватели. Но их начали приглашать на работу в другие ВУЗы: в МГУ, в ГУУ, в Финансовый университет при Правительстве РФ, в РГГУ и др. Наши преподаватели, переходя на работу в другие ВУЗы, становились заведующими кафедрами, заведующими аспирантурой, деканами факультетов. Замечу, что стоит преподавателям поработать на кафедрах нашего факультета, и им начинают предлагать более престижные места работы. Данный факт является подтверждением того, что у нас на факультете работают хорошие специалисты.

Кроме того, на нашем факультете специальные курсы читают представители технических факультетов МАИ. Например, специалисты в математической отрасли преподают те же самые дисциплины, что и на сложных технических факультетах. Я тщательно слежу за качеством преподавания дисциплин.

Коллектив у нас большой и очень интересный. На нашем факультете работает много известных людей. Кроме того, у нас осуществляется деятельность 3 межвузовских центров Министерства образования и науки РФ: по истории, по политологии и по русской философии и культуре. То есть, наш факультет оказывает помощь по данным направлениям всем ВУЗам РФ. Мы осуществляем помощь ВУЗам в разработке программ, стандартов, при лицензировании и открытии того или иного направления - это делают сотрудники наших центров. В наших межвузовских центрах работает профессора МГУ, РАНХиГС при Президенте РФ.

Должна сказать, что я сама посещаю лекции, знаю, что и как читают преподаватели нашим студентам, посещаю зачеты, экзамены, заседания кафедр. Я храню как зеницу ока качественный уровень преподавания на нашем факультете. Потому что самое главное: желание ребят учиться и качественный профессор, чтобы получился хороший специалист.

 

Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, о материально-технической базе факультета «Социальный инжиниринг»?

Как я уже говорила ранее, наш факультет возник лишь в 1993 году. И сегодня он располагается на нашем длинном 200-метровом этаже:аудитории, кафедры – это все то, что удалось сделать к сегодняшнему дню, причем преимущественно за счет тех средств, которые имеет факультет от платной формы обучения наших студентов. Сегодня выпускающая кафедра имеет помещение, где размещаются лаборантский состав и заведующий кафедрой, а так же кабинет с библиотекой. Кроме того, у нас есть социологическая  лаборатория, компьютерный класс, а также кабинет дипломного проектирования. Мы оборудовали новейшей техникой и построили актовый зал факультета.

 

Гуманитарных факультетов в московских ВУЗах предостаточно. В чем отличие Вашего?

Прежде всего, должна сказать , что в те годы, когда очень многое менялось в ВУЗах, когда сокращалось гуманитарное направление , мы сумели построить модель нового гуманитарного образования: ещё в начале 90-ых годов  у меня появились кафедры новые, которых ещё никогда не было в системе высшего образования.  В 1989 году появилась кафедра политологии – нигде в стране ещё не было такой кафедры, а в нашем ВУЗе она была! Я – один из создателей программы и стандартов по политологии 1-ого и 2-ого поколения, автор и создатель стандартов для школ и техникумов. Считаю наш институт особенным -  МАИ готовил в советское время, и после очень много специалистов в сфере управления. А для специалистов данной сферы гуманитарное образование очень важно! Считаю, что сегодня такое время, когда знания естественное, техническое должны идти вместе с гуманитарным знанием. Ведь одно из главных составляющих сегодняшнего мира – это жизнь общества.

 

Какой менеджер нужен современному обществу?

Грамотный – раз; способный решать задачи, которые связаны не только с гуманитарным знанием, но и другими многообразными знаниями. И очень важно, чтобы это был активный человек, социально активный. Вместе с тем, он должен хорошо чувствовать и понимать историю России, менталитет российского общества, действовать во благо обществу, а не во вред. Современный менеджер должен быть человеком толерантным. В конечном итоге, он должен быть успешным, достигать крупных целей.

 

Каков, на Ваш взгляд, уровень выпускников факультета «Социальный инжиниринг»?

В целом данный уровень равняется 4 баллам (в пятибалльной системе). Но, разумеется, у нас есть и отличники. Вообще, Россия богата талантливыми ребятами. Вот только жаль, что иногда они сами не понимают, насколько они талантливы – иногда приходится заставлять их учиться.

Должна сказать, что я не сталкивалась с тем, чтобы наши выпускники нигде не работали и ничем не занимались после института. Кроме того, на проводимых нами встречах выпускников мы обязательно интересуемся у них, где и на какой должности они работают.

Я точно знаю, что выпускники, учившиеся по направлению «специалист» - это качественные профессионалы. Я не позволю выпустить и выдать диплом выпускнику, в чьих знаниях я не буду уверена! Я присутствую на всех защитах своих студентов и знаю темы их дипломных работ. Мы посылали работу наших студентов в Мэрию г. Москвы по рекламе. Между прочим, те идеи, которые предлагали наши выпускники, сегодня, реализуются: снятие ненужной рекламы, изменения, связанное с обликом Москвы и т.д.

Кроме того, наши студенты занимаются научной работой. Я обязательно присутствую на научных конференциях и слушаю студенческие доклады и  с победителями пью чай у себя в кабинете – это уже традиция!

Совсем недавно мы поздравляли нашу выпускницу, которая защитилась у нас на кафедре политологии. Она уже получила документ из ВАКа о том, что она утверждена в ученой степени кандидат политических наук. наши выпускники – будущие кандидаты наук – это качественные профессионалы!

 

Каков, в среднем, уровень заработной платы Ваших выпускников при трудоустройстве после окончания ВУЗа?

Конечно, зарплата у всех разная. Но она не меньше, чем средняя в 30000 рублей. Впрочем, они за другую и не согласятся работать. Наши студенты даже во время учебы устраиваются на работу. Как правило, студенты 4 и 5 курсов уже знают, куда пойдут работать. Хотя сегодня распределения нет.

Помимо этого, наши студенты выступали в Государственной Думе РФ. К нам приезжал председатель Центризбиркома, специальную встречу с которым мы организовали. С  Центризбиркомом у нас плодотворное сотрудничество. У нас есть трудовой договор на практику в Центральной избирательной комиссии РФ.

 

Насколько популярен Ваш факультет у абитуриентов? Высок ли конкурс?

Конкурс к нам всегда бывает большой. Учащихся платной формы обучения у нас всегда бывает много, и даже бывает конкурс на платную форму обучения. В прошлом году на наш факультет были зачислены 3 группы студентов, обучающихся по платной форме. В этом году на данную форму обучения подано более 800 заявлений . На зачисление по госбюджету уровень ЕГЭ у нас не ниже чем 210-220 баллов.

Кроме того, у нас много ребят из других городов: от Владивостока и Находки до Калининграда – и это уже традиция.

Отмечу, что мы предъявляем одинаковые требования ко всем ребятам вне зависимости от их формы обучения! Как я уже говорила, диплом будет выдан только за достойное обучение. Потому что мы свои кадры готовим всерьёз.

 

И напоследок, чтобы Вы хотели пожелать будущему абитуриенту?

Поступить к нам! Сделать все, чтобы поступить на наш факультет. У нас действительно качественная подготовка, которая открывает двери в хорошее, достойное будущее. Конечно, необходимо приложить значительное количество усилий, чтобы поступить на бюджетную форму обучения.

Также необходимо сказать, что иногда, по мере возможности и в зависимости от отношения и успехов в учебе, наш факультет переводит студентов, обучающихся на платной форме обучения на бюджетную форму.

Конечно, пусть будущие абитуриенты хорошо готовятся и приходят к нам учиться. Но, придя учиться, им необходимо помнить, что придется учиться всерьёз!